Вы просматриваете: Главная > Просто полезные советы > Когда железную дорогу Львов — Черновцы хотели продлить до Индии

Когда железную дорогу Львов — Черновцы хотели продлить до Индии

Колись залізницю Львів - Чернівці хотіли продовжити до Індії

Но проект трансконтинентальной железной дороги от Ла-Манша до Бомбея так и не был реализован

150 лет назад, 1 сентября 1866 года, открыли сообщение на пути Львов – Черновцы, которая соединила Буковину с Галичиной и другими австрийскими краями и должна стать одним из важных звеньев транспортной системы Европы и Азии.

На Львовской железной дороге празднованию этого юбилея запланировали на 8 сентября, на неделю после исторической даты, когда первый поезд прибыл из Львова до Черновцов.

Первая галицкая железная дорога (имени Карла Людвига) была построена в 1856-1861 годах – от Кракова, который получил путевое сообщение с Веной еще в 1847 году, до Львова. В 1858 году железная дорога дошла до Ряшев (Rzeszów), в 1859-м – до Переворська (Przeworsk), в 1860-м – до Перемышля, а 4 ноября 1861 года, в день именин своего патрона, архикнязя Карла Людвига Габсбурга, достигла столицы Галичины.

Инициатором строительства железной дороги стал князь Лев (Леон) Людвиг Сапига (Leon Sapieha, 1803-1878). Именно по его инициативе в 1864-1866 годах построили железную дорогу со Львова до Черновцов через Станиславов и Коломыю. В 1870-м колея дошла до тогдашней столицы Молдовы, Ксс, а дальше – через Кишинев в Одессу.

Леон Сапига ездил в Лондон, чтобы убедить британских финансистов и политиков в необходимости продолжения этой дороги через Константинополь и Багдад до Персидского залива и далее до Индии.

Князь писал в своих воспоминаниях про эти лондонские переговоры: «Англичан мало бы интересовала железная дорога со Львова в Яссы и Черновцов, если бы они не видели в ней начала линии, что шла вплоть до Индии. Министром торговли был тогда мистер Мильнер Гибсон [Milner Gibson], а его заместителем – сэр Эмерсон Теннет [Emerson Tennent] … Я рассказывал ему о возможности продолжения некогда нашего пути через Малую Азию вплоть до Бомбея. Он начал смеяться, но попросил, чтобы я пришел к нему, чтобы обосновать свое предложение. У него в кабинете был огромный глобус. Мы растянули на нем нитку, держа один конец в Лондоне, а второй в Бомбее. Эта нить обозначала кратчайший путь между двумя пунктами. Она проходила, учитывая особенности рельефа, через Дрезден, Краков, Львов, Черновцы, Русе, Варну, один из портов в Малой Азии и, направляясь долиной Евфрата, спускалась существующей там уже колеей до Бомбея. Если бы наша железная дорога была построена, то можно было бы ею за 6-8 дней прибыть из Лондона до Бомбея» (Sapieha L. Wspomnienia. – Lwów, Warszawa, Poznań, b. r. w. – S. 252).

Сэр Джемс Эмерсон Теннет (1804-1869) в 1852-1867 гг. был постоянным секретарем Совета торговли в британском правительстве. При его содействии к строительству колеи были привлечены британские капиталы и создано Привилегированное общество Львовско-Черновицкой железной дороги.

В 1866 году построен отрезок дороги Львов – Станиславов – Коломыя – Черновцы протяженностью 267 км. 28 октября 1869 года открыли движение на пути Черновцы – Сучава, а в 1870 году железную дорогу продлили до Ясс. Построили еще несколько боковых ветвей, но проект трансконтинентальной железной дороги от Ла-Манша до Бомбея так и не был реализован ни в ХІХ, ни в ХХ веке. Прежде всего, из-за войны Пруссии с Австрией 1866 года и России с Турцией (1877-1878), мировой финансовый кризис 1873 года (после краха Венской биржи) и политические факторы – соперничество между Британией, Германией и Россией на Ближнем Востоке и в Южной Азии.

Сапига тоже потерял интерес к этому проекту. После постройки 1866 года колеи Львов – Черновцы Л.Сапига был причастен к судебному процессу относительно злоупотреблений дирекции этой железной дороги. Хотя его вину не доказали, князь еще в 1869 году подал заявление об отставке, которую император принял в 1875 году.

Таким образом Львов и Черновцы упустили свой шанс стать важными узлами стратегического пути из Европы до Персидского залива и Индии. Частично его функции взяли на себя построен в 1859-1869 годах Суэцкий канал и Багдадська железная дорога, которая, однако, пролегла уже значительно длиннее южным путем.

Хотя знаменитый “Orient Express” (Восточный экспресс) так никогда и не посетил Львовского вокзала, железная дорога Львов – Черновцы стала важным инвестиционным проектом в развитии транспортной инфраструктуры Галичины и Буковины.

Большинство станций и вокзалов на новопостроенной линии построены по проектам инженера Людвика Вєжбіцького в модном тогда аркадовому стиле (на немецком языке – Rundbogenstil).

Колись залізницю Львів - Чернівці хотіли продовжити до Індії

Черновицкий дворец во Львове (1868). Фото из коллекции Александра Коробова.

В 1866 году при улице Городоцкой во Львове рядом с вокзалом Железной дороги Карла Людвига был воздвигнут по его проекту Черновицкий дворец, который обслуживал эту дорогу. 16 ноября 1873 года к Черновицкого дворца пришел первый поезд из Стрыя. Эту трассу построила Железная дорога имени Эрцгерцога Альбрехта.

Сразу началась конкуренция между двумя львовскими вокзалами, которые были расположены на расстоянии 250 м друг от друга. Руководил обоими проектами князь Л.Сапига, но дирекции железных дорог Карла Людвига и Черновицкой не смогли договориться о расширении существующего дворца и, как писал Людвиг Вєжбіцький: «Между товарной станцией Железной дороги Карла Людвига и Городоцкой дорогой заложен новый вокзал, располагая, здание вокзала, насколько это было возможно, ближе к городу. Главное его здание построено на 400 м ближе к городу, что мнение общественности было полезным» (Wierzbicki Ludwik. Rozwoj sieci kolej żelaznych w Galicyi od roku 1847 włącznie do roku 1890. – Lwow. 1907. – S. 17).

Руководство обеих железных дорог требовало, чтобы пассажиры, в зависимости от направления своего движения, садились в поезда на одном, а затем на втором вокзале. На это тратилось дополнительное время и продолжалось время путешествия. В конце концов 1872 году достигнута договоренность, чтобы пассажирское движение со всех направлений происходил только через вокзал Железной дороги им. Карла Людвига, который стали называть Главным дворцом. В Черновицком вокзале разместили дирекцию железных дорог, через некоторое время он превратился на товарную станцию, а сейчас на этом месте находится Пригородный вокзал. От Черновицкого вокзала во Львове сохранилась одноэтажная пристройка, где сейчас зал ожидания.

В 1891 году большинство частных железных дорог Галиции вошли в состав Императорско-королевских австрийских государственных железных дорог. С тех пор встал вопрос о строительстве во Львове нового железнодорожного вокзала, которое велось в 1899-1903 гг. по инициативе Л.Вєжбіцького и по проекту архитектора Владислава Садовского (при участии фирмы Ивана Левинского). Новый дворец был торжественно открыт 26 марта 1904 года Его здание создавалась на рубеже двух столетий и двух архитектурных стилей – историзма и сецессии, поэтому оба они нашли здесь свое отражение.

В начале ХХ века были перестроены железнодорожные вокзалы в Станиславе и Черновцах. Первый поезд прибыл в Станиславов 1 сентября 1866 года, когда было открыто регулярное движение на железной дороге Львов – Черновцы. В последующие десятилетия Станиславов стал крупным железнодорожным узлом. В 1875 году проложено Прикарпатскую железную дорогу им. Эрцгерцога Альбрехта в Стрый, в 1884-м – Подольскую (до Гусятина над Збручем), в 1891-м – в Ворохту и дальше на Рахов. С тыльной стороны Станиславивского дворца построены большие железнодорожные мастерские – теперь локомотиворемонтный завод. Над его цехами проложен пешеходный мост, по которому можно перейти на улицу Деповську.

В начале ХХ века вокзал в Станиславове уже выглядел устаревшим, и руководство города и железной дороги решило его модернизировать. Проект реконструкции вокзала разработал в 1904 году старший инженер Генеральной дирекции железных дорог в Вене Эрнст Баудіш. Перестройка дворца продолжалась в 1906-1907 годах. Сохранилось всего предварительного планирования здания, зато основательно изменен ее центральную часть, которую увенчан большим куполом в стиле необарокко. Под ним расположен вестибюль с высотой свода до 20 м, что стал своего рода воротами города.

Колись залізницю Львів - Чернівці хотіли продовжити до Індії

Вокзал в Черновцах когда-то (1868) и теперь

Сначала железнодорожный вокзал в Черновцах построили несколько восточнее от современного. В начале ХХ века старое здание вокзала уже не удовлетворяла потребностей пассажиров. Поэтому черновчане построили новое здание в изысканном стиле венской сецессии. Вокзал строился на протяжении 1906-1909 годов под руководством черновицкого архитектора Морица Еллінґа на средства министерства железных дорог Австро-Венгрии. «Новый железнодорожный дворец» открыл свои двери для первых пассажиров 30 ноября 1909 года.

На его вершине стоит скульптура женщины с поднятой для приветствия рукой – символа гостеприимства города и края. А за ней – почти театральный купол, которые было модно устанавливать на сецессийных сооружениях европейских вокзалов начала ХХ века.

Обсуждение закрыто.