Вы просматриваете: Главная > Просто полезные советы > Из Черновцов летали в Прагу и Москву

Из Черновцов летали в Прагу и Москву

З Чернівців літали до Праги і Москви

Первые летательные аппараты на Буковине появились в начале XX века

Трудно поверить, что почти век назад из Черновцов можно было осуществить полеты к многих стран мира. Из аэропорта, который сейчас не принимает ни одного рейсового самолета, по Румынии можно было лететь до Львова, Ужгорода, а еще Варшавы, Праги, Бухареста, Афин, Москвы.

Исследователи истории Черновцов изучали, какие первые летательные аппараты взлетели в небо из Черновцов, куда можно было улететь из города почти век назад и для чего применяли авиацию на Буковине.

Первый летательный аппарат — аэроплан

Первый летательный аппарат, который буковинцы увидели, был аэроплан. Аэропланы применяли в различных целях: это были многолюдные демонстрации умения пилотов, и даже использование авиатехники в бою.

Первый летательный аппарат типа «Блерио» прибыл в Черновцы поездом 7 апреля 1910 года. Его выставили для всеобщего обозрения. Предполагают, что это аэроплан, который построили в начале 1909 года. В частности это был моноплан с верхним расположением крыла. Фюзеляж – ферменний, четырехгранный, с обшивкой только в передней части, где расположились винт и двигатель конструкции Роберта Эсно-Пельтрі (РЭП) на 30 к. с. и кабина пилота. Сзади крепилось горизонтальное руль и вертикальная направляющая поверхность.

Над крылом размещался вертикальный стабилизатор. Аппарат имел подобную современной системы управления: изменение направления осуществлялась педалями с помощью ног, а руль служило для управления перекошуванням крылья и высотой. Произвели его преимущественно из дерева и полотна. Весил он 300 кг. Длину имел 8 м, размах крыла – 7,8 м, площадь крыла – 14 м куб. Самолет мог развить скорость до 60 км/ч, — пишет в книге «История авиации на Буковине» Игорь Поддубный.

По разным причинам показательные полеты отменяли. Технический полет авиатора Ельпеля был неудачным. Потому что аппарат не оторвавшись от земли, перевернулся и получил повреждения.

Показательное выступление на аэроплане состоялся лишь 17 октября 1910 года. Инженер-авиатор Ян Кашпар с м. Пардубице в присутствии технической комиссии из Вены совершил пробный полет. 23 октября со второй попытки он поднял «Блерио» на высоту 30 м и совершил над аэродромом горизонтальный полет под аплодисменты зрителей. Еще один авиатор, которого пригласили на Буковину, был румынский инженер-авиатор А. Влайку. Он демонстрировал для горожан самолет собственной конструкции.

Полет на аэроплане вызвал ажиотаж, в Черновцы съехалось много репортеров из других стран. А аэродром обустроили на пастбище близ городской водокачки на Рогожная.

Из Черновцов до разных уголков мира

Во время господства на Буковине Румынии уровень авиации, собственно, Румынии значительно повысился. Через Черновцы летали самолеты из Варшавы в Бухарест. 1930 года польская компания «Лет» начала обслуживать авиалинию Варшава-Бухарест. На этой линии запустили самолеты «Фоккер F-VIIа/IM».

В 1926 году обсуждали предоставить под аэродром землю общины Рогізни. Этот аэродром должен был обслуживать внутренние и международные авиалинии, в частности польско-румынские.

С 1927 года выгон возле с. Рогозная превратили в аэропорт Черновцов. Интересно, что на аэродроме можно было выпасать скот, когда не совершавшие полеты. А когда приближался самолет, скот отгоняли от взлетной полосы.

Историки предполагают, что именно на этом аэропорту приземлился пассажирский самолет из Бухареста 3 августа 1928 года. 1930 года сюда прибывали самолеты, которые обслуживали линии Данциг-Бухарест, а впоследствии Данциг-Салоники.

С июня 1930 года польская компания осуществляла через Одесский аэропорт полеты самолетов по маршрутам Львов-Черновцы-Бухарест, Львов-Черновцы (Яссы), Черновцы-Галац, Львов-Галац, Варшава-Афины-Лидда, Варшава-Афины, пишут в книге «Небо над Черновцами» Яценко В. В., Белевський Ф. Г. и Илькив Бы. М.

Через Черновцы осуществляли полет из Праги в Москву. 9 сентября 1935 года состоялся пробный полет 6-местного чехословацкого самолета по маршруту Прага-Ужгород-Черновцы-Киев-Москва.

Уже в 1930 годах Черновицкий аэропорт приобрел значение международного. Поскольку территория Буковины расположена в пограничной зоне, это способствовало развитию аэропорта. Имея такой статус, власть вынуждена была уделять больше внимания аэродрому. Так была создана служба гражданской авиации и воздушных сообщений.

1930 годами приняли решение о строительстве нового аэродрома. Этого же года на месте нового аэропорта вырыли котлованы и установили ориентиры для самолетов.

Впервые над Черновцами показательное выступление на аэроплане состоялся 17 октября 1910 года

12 октября 1930 года торжественно заложили краеугольный камень Черновицкого аэропорта. А открыли аэропорт 25 мая 1933 года. На торжествах был король Румынии Кароль II. До аэропорта даже запустили городской автобусный маршрут №8 сообщением аэропорт — ул. Мунтенієй (Кармелюка) — п. Унирий (Центральная) – вул. Раду чел Маре (Киевская) – Немецкий дом (Роша).

Местные газеты в то время писали, что в Черновцах лучшее аэродром в Румынии.

28 января 1936 года торжественно представили авиационную линию Бухарест-Черновцы (обслуживала компания «САРТА»).

Одзнак со строительством аэропорта связаны трагические события. В местной газете «Время» была заметка о самоубийстве архитектора Проске через затруднительное положение. Потому что он вложил свои средства в строительство здания аэровокзала и не получил компенсации от правительства.

Ради безопасности полетов и приземления самолетов, в Черновцах владельцам предприятий, которые были расположены рядом с аэропортом, предлагали установить красные фонари.

Воздушное сообщение развило авіапошту. Самолетами доставляли письма разных стран. Например, письмо авиапочты стоил 1 лей за каждые 20 грамм веса и доставляли его достаточно быстро. Например, в Бухарест – за 2 часа, до Софии – за 3,5 ч., Салоник – 5 час. А в Афины – за 7 часов.

В Черновцах готовили пилотов и планеристов

Авиацией в Черновцах интересовались и студенты университета. 27 июля 1931 года при университете заработала авиационная школа. Здесь готовили будущих пилотов и планеристов. Это была не только теоретическая но и практическая подготовка. Авиаторам подарили планер и автомобильный буксир. Студенты здесь даже самостоятельно строили планеры. А в 1934 году школа имела уже 3 самолета. Для пропаганды авиации пилоты демонстрировали свои умения перед обществом.

Состоятельные люди даже покупали собственные самолеты. Среди них был черновицкий врач Эмануэль Флор.

Авиация во время войны

В годы Первой мировой войны было широкое применение авиации. С участием авиации выполняли как обычные разведывательные задания, а также принимали участие в боевых действиях в воздухе и бомбардировке наземных целей.

Интенсивного развития авиация понесла во время Второй мировой войны. Во время боевых операций применяли авиацию истребительную, бомбардувальну и штурмовую.

Поскольку во время Первой мировой войны Черновцы трижды находились под оккупацией российских войск, авиацию на территории области начали применять 1915 года. На Черновцы сбрасывали бомбы и «металлы стрелы», по данным историка Владимира Заполовського, с российских самолетов. Историки пишут, что в сентябре 1915 года три российские самолеты разбомбили железнодорожную станцию «Черновцы». На ней сбросила 22 пуда бомб.

Над Черновцами летали самолеты «Моран». А также австрийские аэропланы «Albatros B. I» и «Hansa-brandenburg C. I» авиационных рот 1, 13 и 29.

Самолетами перевозили почту и груз

В послевоенный период из Черновицкого аэропорта осуществляли почтовые, грузовые и санитарные рейсы в пределах области. 1946 года самолетами 283-го авиационного Черновицкого отряда было перевезено 9,1 тысячи пассажиров, 21,2 тонны почты и 215 тонн грузов.

Осуществляли пассажирские и грузовые перевозки с Киева до Черновцов самолетами Ли-2. А местные линии обслуживались самолетами По-2. Привлекали и авиацию до сельскохозяйственных работ. Отправляли звено самолетов По-2 для сельскохозяйственных работ в Индию. Там черновицкие авиаторы вели борьбу с нашествием саранчи.

После объединения авиаотряда с аэропортом в составе вновь созданного предприятия работали такие службы: летный отряд, авиационно-техническая база, штурманская служба, диспетчерская служба.

С 1954 года самолет АН-2 получает авиационный отряд в Черновцах. Черновицкие авиаторы применяли его в различных отраслях, для перевозки пассажиров, почты и грузов, на сельхозработах.

Применяя вертолеты Ми-1, на Буковине 1957 года установили воздушную связь с горными населенными пунктами области – Путилой, Селятином, Вижницей.

А благодаря вертолетам, которые получил Черновицкий отряд, расширили возможности авиационной медицинской службы.

Ольга МАКСИМЮК

Обсуждение закрыто.