Как доставляли продукцию на ярмарки в Черновцах за господство Австрии и Румынии
Продукты на ярмарку носили в корзинах на голове
Черновцы испокон веков славились своими ярмарками. Из архивных документов мы знаем, что разнообразные ярмарки проводили часто даже на Центральной площади города. Такие доказательства сохранились на фото и открытках во времена господства Австрийской империи на Буковине.
И мало кто знает, что свою продукцию на ярмарки женщины доставляли в корзинах на голове. Повозками и лошадьми возили свой товар, разве что крестьяне из близлежащих сел.
Черновчане, которые исследуют историю города в соцсетях, постят фотографии тех времен. Эдвард Туревич так подписал фото: «Современники писали, что их поражала легкость, с которой женщины носили на голове довольно увесистые грузы, к тому же красивой и плавной походкой. Корзинки на голове на Буковине носили швабки (немки), от них научились носить румынки и украинки».
Корзинки на голове на Буковине носили швабки (немки), от них научились носить румынки и украинки
К фото на вул. Университетской женщин с корзинами на голове Vera Shulga на странице в «Фейсбук» пишет: «Моя улица детства…Тоже помню женщин, которые шли с Роши с корзинами и тазами на голове: они еще подкладывали под это маленькую подушечку».
Овощи несли на голове
В книге «CZERNOWITZ: исторические улицы, здания и выдающиеся личности» Леся Щербанюк и Игорь Мельник пишут, что австрийцы с первых лет их правления на Буковине, чтобы усилить немецкое влияние и обучить местных жителей хорошо хозяйничать, сюда пригласили немецких колонистов. Они основали на Буковине 19 немецких колоний. В частности, в пригородах Черновцов: Старая Жучка, Роша, Каличанка.
На Роши немцы начали селиться с 1782 года. Преимущественно, это были крестьяне и ремесленники. Они освоили здесь земли и превратили их в плодородные поля и сады, создали крепкие хозяйства. Местные жители называли пришельцев «швабами»
Собственно, историки утверждают, что именно «швабки» носили продукты в корзинах на голове. А впоследствии от них научились это делать украинки и румынки.
«Длинными вереницами сидели со своими корзинами швабки из пригорода – из Роши и Монастырской, которую часто называли Монастріц, и предлагали замечательные овощи, которые можно было сравнить разве что с болгарскими, что порой завозили странствующие купцы. Женщинам с Роши не нужно было никуда путешествовать: в них охотно покупали отборнейшие дары огорода», пишет в книге «Тогда в Черновцах и вокруг» Георг Дроздорвський.
Крестьяне возили продукты телегами
Жители близлежащих сел доставляли свою продукцию на ярмарки возами. Такие данные можно найти в исследованиях Г. Дроздовского. Также по одежде можно было распознать, откуда приехали ярмаркарі.
Интересный эпизод, в котором описано строй ярмаркарів, есть в книге Г. Дроздовского. «…Для карманников и сноровки их пальцев ярмарки были изрядной пищей, а кто имел склонность к эротике, то даже рисковал быстро запустить руку за вышитую крестиком белую рубашку, владелица которой не обязательно возмущалась, а воспринимала, скорее, это как комплимент».
Г. Дроздовский писал, что на ярмарках можно было изучить буковинские наряды и наслаждаться от созерцания красавиц в вышитых или декорированных пацьорками рубашках. Это были, преимущественно, румынки и украинки из ближних окрестностей, которые одевались красиво ради хорошего гендлю, но и чтобы себя показать и покрасоваться. Женщины на ярмарке приходили в снежно-белых платках, девушки в пестрых платочках. «Красота их вышитых на рукавах, вокруг шеи и на груди рубашек была настоящим праздником вкуса и художественной работы». Благодаря орнамента на рубашке можно было распознать, откуда родом женщина.
Надевали на ярмарку женщины и овечьи безрукавки, их выворачивали отбеленной кожей наружу. На ногах – желтые сафьяновые сапожки.
Мужчины не так тщательно относились к одежде на ярмарке. Носили они сапоги, опанки или же до блеска начищенные сапоги. Много кто надевал толстые ботинки. Кое-кто снимал их и нес домой, связав воедино и повесив через плечо.
Несмотря на жару, мужчины были одеты в сардаки и безрукавки. На голове всегда носили овечью кучму, или шляпа, чаще соломенный или же войлочный. Его украшали декоративная трава или павлинье перо.
Из сел разную всячину на ярмарку привозили возами.
«В стороне от шума и суеты стояли повозки, так называемые сельские повозки. У них – уставшие, розпряжені клячи, что буквально «расслаблены», жевали сено и отгоняли хвостами мух».
Над ярмарочной площадью стояло облако из табака и человеческих запахов, был тяжелый воздух, ибо человеческие потребности здесь не очень заботились. Потому что мужчины уходили на периферию, к заборам и стенам, женщины справляли свою нужду на месте.
Гуцулы ездили лошадьми
Спускались на ярмарку и гуцулы с гор. Их можно было отличить от других народностей, которые съезжались на ярмарку за одеждой. «Высокие, статные мужчины в своих красных панталонах, в украшенных кисточками круглых шляпах, в основном, обутые в лапти», пишет Г. Дроздовский.
Женщины ехали верхом на маленьких лошадях, их тоже называли гуцулами.
Правда, они свой товар не носили как швабки в корзинах на голове.
К деревянным седлам были привязаны деревянные гарчики с товарами. Но на ярмарку они чаще прибывали, чтобы что-то купить, чем продать.
Ольга МАКСИМЮК
За австрийского и румынского периодов женщины носили продукты в корзинах на голове. Фото румынского периода. Фото из соцсетей