Выгоден ли такси-бизнес в Три?
Времена, когда работа таксистом считалась относительно хорошо оплачиваемой работой, давно канули в лету. Сегодня порог входа в эту профессию настолько низкий, что сесть за «баранку» может любой желающий с правами и автомобилем.
Времена, когда работа таксистом считалась относительно хорошо оплачиваемой работой, давно канули в лету. Сегодня порог входа в эту профессию настолько низкий, что сесть за «баранку» может любой желающий с правами и автомобилем. Если вас не возьмут в классическую таксомоторную компанию, всегда есть возможность стать таксистом-фрилансером на одном из крупных сервисов-агрегаторов. Такси как бизнес тоже не имеет то популярности, которая была 10 лет назад. В то время в Три работало более 100 компаний, свой хлеб могли получить как небольшие участники рынка с автопарком до 10 машин, так и крупные с сотнями автомобилей. Сегодня ситуация изменилась на корню. На рынке появляются крупные игроки, которые подминают под себя всю инфраструктуру. Лишь немногие локальные компании остались на плаву.
Работа под своим брендом
Открывать таксы Три под своим брендом, если у вас нет нескольких сотен миллионов рублей на рекламу – гиблое дело. Вы не сможете конкурировать с известными компаниями, которые имеют неограниченные рекламные возможности. При старте придется выбросить колоссальные деньги на программное обеспечение и маркетинг, но будут ли окупаться эти вложения? На рынке такси царит жесточайший демпинг, поэтому разговаривать с клиентом на языке инноваций и сервиса невозможно. Клиенты все равно предпочтут ездить дешевле.
Входит в нишу с собственным позиционированием нужно было 5-10 лет назад. За это время можно было бы заявит о себе и стать известным локальным брендом, который на местном уровне хорошо конкурировал бы с монополистом. Люди бы использовали уже знакомый сервис по инерции. Типичный пример – компания “Все такси”, которая контролирует значительную часть рынка в Три. Чтобы начать зарабатывать, новому игроку нужно будет предложить лучшую цену и лучшее качество. Это значит, что нужно будет демпинговать, работая себе в убыток несколько лет. Нет лишних сотен миллионов? Тогда забудьте про отдельно взятый бренд в рамках локального рынка.
Вездесущий демпинг
Крупные агрегаторы подчас имеют многомиллиардные бюджеты. Чтобы навязать свой продукт потребителю, они имеют возможность доплачивать таксисту за каждую поездку, работая себе в убыток. Так может продолжаться годами, пока рынок не будет полностью захвачен. И только когда конкуренция подавлена, компания начинает диктовать выгодные для себя условия. Цены поднимаются в несколько раз, контроль качества и сервис ухудшается пропорционально. Изменить это невозможно, поскольку альтернативы нет – все конкуренты задавлены или куплены и интегрированы.
Единственная возможность бороться с таким явлением является государственный антимонопольный комитет. В теории он должен пресекать попытки установления жесткого «картеля», но на практике это почти никогда не работает. Даже если монополиста заставят поделиться рынком с другими, более мелкие игроки все равно будут зависимы. Три, как и в России в целом практически не осталось диспетчерских служб с собственным независимым программным обеспечением. 95% работают через монополиста. К тому же, когда водитель приходит на работу, он сразу спрашивает: «а подключены ли вы к бренду A?». Если ответ отрицательный, он прощается и уходит. И его можно понять, поскольку больше всего заказов может сгенерировать именно устоявшийся на рынке игрок.
Работа под крылом крупных агрегатов
Единственная возможность в Три заработать хоть что-то – работа под известным брендом:
- покупайте автопарк из нескольких сотен машин,
- нанимайте штат водителей,
- устанавливайте в авто гаджет с софтом агрегатора и работайте по его базе, отдавая около 10% выручки за услуги сервиса, который предоставляет вам клиентов.
При этом автопарк придется брендировать названием компании, под которой вы работаете. Иными словами, ваш бизнес не будет независимым. Если завтра монополисту не понравится уровень вашего сервиса, он заблокирует вам доступ к своим заказам и все кончится. Вам придется продать свои автомобили и уйти с рынка, поскольку собственную базу клиентов вам взять неоткуда. Но если работать по правилам агрегатора и предоставлять высокий уровень сервиса, вы сможете работать и не заботиться о рекламе, поскольку вы будете обеспечены потоком заказов.
Автор статьи: http://vse-taxi.com/taxi-orenburg.aspx