Вы просматриваете: Главная > Просто полезные советы > Крик о помощи или защите от общества?

Крик о помощи или защите от общества?

Подростки випліскують агрессию на окружающих только через неумение с ней справляться самостоятельно

Еще не взрослые, но уже не дети – так чаще всего описывают именно подростков. Это люди, которые находятся в своеобразном маргинальном состоянии, и еще не являются цельными, зрелыми личностями. То есть это «грозовой» возраст, когда можно, как считают сами подростки, все, сразу и без последствий. Чаще всего это проявляется в неконтролируемом дерзком поведении, иногда – в вспышках агрессии. Последнее случается все чаще.

Советы по работе с детьми, которые проявляют агрессивное поведение

  • Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности подростков — проявлять к нему больше внимания, любви и ласки, в которых он нуждается.
  • Недопустимо использовать физических наказаний. Это может только закрепить агрессивное поведение. Лучше вызвать у ребенка необходимые переживания, обращаясь к его настоящих чувств. Это даст ребенку пример правильного поведения в конфликтной ситуации, и, кроме того, вызовет у него чувство доверия к вам, чувство уверенности.
  • Помогите подростку найти друзей. Это будет способствовать его адаптации в коллективе и, возможно, сохранит его от влияния дурной компании.
  • Поддерживайте в подростке развитие положительных аспектов агрессивности — предприимчивости, активности, инициативности, а также предупреждайте формирования ее отрицательных качеств — враждебности, замкнутости. Это поможет подростку найти свое место в жизни.
  • Постарайтесь объяснить подростку последствия его агрессивного поведения для него самого и для окружающих.
  • Давайте подростку возможность удовлетворять потребности в самовыражении и самоутверждении. Недостаток этого и является чаще всего причиной возникновения агрессивного поведения.
  • Постарайтесь направить энергию подростка в правильное русло.
  • Недавно в Чернигове несколько подростков избили 15-летнюю ученицу местной школы. Девушку окружили другие ученики, которые безучастно смотрели на избиение, кто-то снимал процесс на видео, которое потом опубликовали в сети.

    На ролике видно, как несколько школьниц окружили девушку и безжалостно дубасили кулаками. Пострадавшая оказалась в больнице с сотрясением мозга, а против участниц инцидента, по данным ГУ Нацполіції в Черниговской области начали уголовное производство.

    Тревожит то, что после этого подростки, которые присутствовали при избиении, записали видеообращение, в котором вместо извинений или чего-то подобного радостно утверждали, что они, дословно, «быдло».

    И это не единственный случай за последнее время. Подобные инциденты, снятые на видео, случаются с определенной систематичностью в разных городах Украины, был такой случай и в Черновцах. К тому же, отличаются они жестокостью, с которой бьют жертв.

    Почему подростки так себя ведут, нормально ли это и как таким действиям можно помочь – рассказала психолог и психотерапевт Валентина Кузина.

    95% подростков до конца не осознают последствий своих действий

    Для подростков в процессе созревания как физического, так и психологического, очень важной является референтная группа. То есть группа сверстников, единомышленников, которая формирует и задает темп и ритм жизни, интересы и круги общения. И в зависимости от того, какая семья, какие моральные ценности она культивирует, как сформирована эмоционально-волевая сфера или на каком этапе формирования у подростка, такую группу он и находит.

    — У детей отдел головного мозга, который отвечает за любовь и агрессию один и тот же, — говорит. Кузина. – Дети лишь со временем учатся дифференцировать боль и любовь, учатся этому на примере взрослых во время воспитания. Поскольку подростки находятся в своеобразном межевому состоянии, им очень тяжело понять, что некоторые веселье и развлечения могут привести к боли и серьезных правонарушений. Кроме того, у подростков эмоционально-волевая сфера, что отвечает за регуляцию действий, находится на стадии формирования. Ведь 95% подростков когда что-то делают, до конца не осознают, к чему это может привести. То есть ребенок делает, потому что ему хочется уже и теперь. А дальше, когда уже сделала, начинает осознавать, к чему это привело.

    Большую роль играет и эффект толпы. В толпе стирается личность. Когда наступает эффект толпы, нет ни инженеров, ни филологов, ни философов – есть толпа. И когда он начинает что-то делать, включается инстинкт.

    — Насчет избиения девушек, я уверена, если поговорить с детьми, присутствующими во время инцидента, отдельно, кому это не нравилось, кто-то это осуждал, а кто-то вообще не хотел присутствовать при этом, — говорит. Кузина. – Но за эффект толпы и через референтную группу они там остались и ничего не попытались изменить. Это говорит о том, что родителям, у которых есть подростки, стоит воспитывать эмоционально-волевые качества у ребенка своим примером, объясняя, что когда что-то не нравится, можно просто пойти против толпы; формировать нравственные ценности. Чаще всего агрессию, направленную на наиболее слабого и незащищенного, провоцируют дети, наученные плохим родительским примером. А остальные дети просто стоит толпой.

    У детей отдел головного мозга, который отвечает за любовь и агрессию, один и тот же

    Наличие агрессии – норма для всех

    Агрессия – это естественное состояние любого живого существа. Поэтому, говорит психолог, наличие ее у детей – вполне нормальное явление. Ненормальными могут быть ее неадекватные проявления.

    — Агрессию нужно направлять в правильное русло. Часто бывает, что родители говорят, что этим должна заниматься школа, а в школе говорят, что этим должны заниматься родители. На самом деле этим действительно должны заниматься родители. И если в семье нет не только физического, но и психологического насилия, такой ребенок не будет совершать насилие над более слабым, — говорит В. Кузина. – Если у ребенка сформированы высшие ценности, она не будет пассивно наблюдать за актом насилия, а пытаться предотвратить «плохом» поступке.

    Для того, чтобы направить агрессию, которая есть и должна быть у ребенка или подростка в правильное русло, прежде всего, стоит разобраться, что ее вызывает. И уже потом с психологом индивидуально подбирать то, что ребенку нужно. Ведь толку с того, что ребенок будет заниматься, например, спортом, если дома ее будут унижать, не будет – потом ребенок будет использовать свою силу против слабого.

    Очень полезными в этом плане были советские кружки, когда для детей находился значимый педагог, который показывал на своем примере как решать жизненные ситуации, как быть ответственным, решительным, смелым – «адекватным» взрослым, — отмечает психолог. – А групповое избиение школьников – это, как говорится, «спустить пар», и поступить самым естественным и легким путем.

    Родителям стоит научиться не быть злыми

    Так, к агрессии может быть склонность, но генетически она не настолько влиятельна, как агрессия, сформированная во время воспитания – чаще всего она формируется именно в семье. Если дома считают, что наказать, унизить, избить ребенка – это нормально, при этом уверяя, что так должно быть, ребенок будет считать, что она может так же вести себя и с другими.

    — Агрессия должна быть. Любой человек злится, но это не означает, что можно бесконтрольно ее выплескивать, — отмечает. Кузина. – А подросток, если видит именно такой пример, будет ему подражать. Агрессия должна выходить, но она должна быть экологичной как для ребенка, так и для окружающих. Для того, чтобы справиться с подростковой агрессией, в первую очередь, родителям нужно научиться не быть злыми, научиться распознавать свою агрессию, понимать, когда нарушают границы своего ребенка. И как только взрослые это осознают, они начнут задаваться вопросом: «А в каком окружении находится ребенок?», «Как мой ребенок взаимодействует с окружающей средой?», «Умеет ли она показывать собственные потребности и нежелание?». Основную роль здесь играют родители. По моему опыту работы с подростками, им самим же плохо от своей неконтролируемой агрессии. Самое важное – дети не знают, как с ней справиться, ведь у них эмоционально-волевая сфера на стадии формирования, а отдел мозга, который отвечает за радость и агрессию один и тот же.

    Получается, что когда ребенок «спускает пар», она получит своего рода эмоциональный подъем. Чтобы ребенок не получал удовольствие от совершения боль другим, это нельзя спускать на тормозах. Родителям в этом могут помочь школьные психологи, социальные центры, индивидуальные терапии, не лишними будут и занятия в кружках. И, конечно, сами родители не должны направлять агрессию на ребенка.

    — Родителям надо читать соответствующую литературу, и литература должна меняться в соответствии с возрастом ребенка, — рассказывает психолог. – И ребенку нужно давать читать. Ведь если ребенок увидит, что читают родители, она сама начнет им подражать. Не нужно воспитывать детей – нужно воспитывать в первую очередь самих себя, чтобы дети имели ориентир. Ведь, зачастую, дети, которые терпят дома физическое насилие, транслируют его в мир.

    Подавленная агрессия всегда «проявляется» наружу

    Конечно, стоит обращать внимание на тех детей, которые становятся жертвами насилия со стороны сверстников. Это тоже звоночек, который свидетельствует о пассивно-агрессивный тон: почему ребенок это терпит, почему становится жертвой. Очень важно, чтобы ребенок до конца жизни не стала игрушкой для битья. Это свидетельствует о неумении проявлять агрессию и отстаивать себя.

    Агрессия, человек может ее проявить не может, присутствует, и будет влиять на жизнь: неприятными инцидентами, в которые человек систематически попадать, соматическими заболеваниями.

    — Детям с детства нужно объяснять все, ведь обращаются к специалистам, как правило, когда уже поздно что-то объяснять, — говорит В. Кузина. – Если говорить на примере избиения девочки, то от такого можно и не отойти. Есть понятие посттравматического стрессового расстройства, который может остаться на всю жизнь. Это как комариный укус будет чесаться в душе всегда. То, как ребенок справится со стрессом, зависит от психики: если человек пережила это относительно спокойно, психика инцидент вытеснит, капслуює и на этом все и закончится. А если это со временем капсулювалося, но продолжает болеть, человек испытывает унижения, то это накладывает отпечаток на всю жизнь. Родителям в первую очередь нужно с ребенком, которая стала жертвой, обратиться к специалисту. К тому же, родители, ребенок которых такое пережила, тоже нуждаются в помощи. Нужно сделать так, чтобы ребенок прожил боль и ужас. Но прожила все это экологично и безболезненно.

    Яна МАРІЯНЧУК

    Обсуждение закрыто.