Если будете часто повторять ребенку, что он бездарь, то, не сомневайтесь, так и будет, — черновицкий психолог
Черновицкий психолог Яна Дерич рассказала о подготовке ребенка к школе
Разговаривать, рисовать, играть и разговаривать, разговаривать. Отвечать на всякие-разные вопросы, фантазировать, как будет, спрашивать, как ребенок себе представляет школу, подтверждать и опровергать представление. В игре можно увидеть настоящие переживания, трудности и представление ребенка о школе, можно проигрывать сложные ситуации и таким образом способствовать их решению.
И самое важное любить ребенка, безусловно. Любить такой, какая есть, не идеальной с ошибками, с поведением, которое раздражает порой. Важно не сравнивать с другими детьми и не унижать, мол, “посмотри на Васю, как он хорошо учится, а ты — ничего из тебя не выйдет”, нельзя так говорить, а то возьмет и исполнит ваши ожидания, дети же воспринимают все буквально и если будете часто повторять ребенку, что он бездарь и ничего хорошего из нее не вырастет, то, не сомневайтесь, так и будет. Сравнение, на самом деле, не влияют положительно, а приводят к понижению самооценки, к ненависти к ребенку, с которым сравнивают и обиды на вас. Лучше действует положительное подкрепление, то есть радовать ребенка чем-то желанным для нее, когда она вас радует, это своеобразные «приятные неожиданности». Но важно – не путать с “подкупами” и манипуляциями вроде “если ты получишь пятерку, съешь суп, то я куплю тебе то и то”.
Крайне важно не оценивать ребенка всю, а только отдельные поступки и поведение, в результате ребенок должен понимать, что совершила то, что родители не одобряют, но должна быть уверена, что они все равно любят ее.
Также обязательно поддерживать, не ставить сразу много требований, хорошо заранее готовить к школе, постепенно вводить новые обязанности и правила, чтобы ребенок успел привыкнуть. Стараться не винить ребенка и не упрекать, желательно использовать “я-сообщения” вместо “ты-сообщений”, например, неправильно: “ты плохой, из-за тебя меня болит сердце, ты что натворил, хочешь, чтобы мама заболела?”, правильно: “я злюсь, когда ты так делаешь, мне не нравятся такие вчинчи, я волнуюсь за тебя”.
Выявлять интересы, увлечения, строить планы и мечтать — нет, не замаленьке ваш ребенок для этого. Увлечения и мечты мотивируют на обучение, развитие и достижения. Очень и очень важно сформировать доверительные отношения, не обманывать ребенка, не воспитывать словами, а поступками и собственными примерами. И интересоваться, интересоваться, и еще раз интересоваться ребенком, его переживаниями, впечатлениями, знакомствами, мыслями, фантазиями, историями. Заниматься совместными делами, уделять внимание, гулять, играть, работать и отдыхать.
Ульяна ДЕЛИКАТНАЯ